Задачи современного преподавателя гитары
Колоссальная популярность, которой пользуется гитара в последние несколько десятилетий, не может не радовать современного преподавателя гитары, любящего свой инструмент, и стремящегося привлечь молодёжь в мир музыки, поделиться профессиональными знаниями, помочь молодым раскрыть свой потенциал. Популярность гитары связана с её выдающейся способностью изменяться, приспосабливаться к различным стилям и направлениям в музыке.
В гитарном исполнении можно услышать весь спектр академической музыки. От старинных лютневых пьес и сюит барокко до современных композиций, насыщенных атональными звучаниями, кластерами, звукоподражательными приёмами, и даже переложений симфонических произведений. С другой стороны, без гитары невозможно себе представить бардовскую песню, романс, или фламенко. Гитара, а особенно электрогитара, прекрасно приспособилась к игре в мощных по звучанию ансамблях поп-музыки, многочисленных разновидностях рока и джаза.
Огромное разнообразие музыкальных стилей, направлений, разновидностей инструмента, приспособленных под них, а также способов и приёмов игры, представляет серьёзный вызов для современного преподавателя гитары. Даже если говорить о начальных стадиях обучения.
Читайте также: Обучение музыке и возраст.Как выбрать инструмент для ребенка?
Считавшееся ранее аксиомой утверждение о том, что обучение всегда нужно начинать с изучения нотной грамоты, с народной и классической музыки, не всегда выдерживает проверку практикой. Это связано с резким изменением музыкального и информационного фона современной жизни, скорости изменений в ней. В целом данное утверждение остаётся верным для детей младшего возраста, обладающих бесспорными музыкальными задатками и тягой (нередко прогнозируемой) к классической музыке.
Для старших учащихся, часто не стремящихся стать профессионалами, живущих в цифровом информационном мире, и выслушавших к началу обучения массу музыки, преимущественно популярных направлений, подходы к обучению должны быть другими.
Огромное разнообразие стилей, направлений и способов игры на гитаре, а также типов инструментов представляет серьёзный вызов для современного преподавателя гитары. Тем не менее, при всём разнообразии, главные задания, стоящие перед преподавателем, остаются неизменными. Это:
- Обучение владению инструментом, формирование и развитие исполнительского аппарата ученика.
- Развитие его способности к самоконтролю и самостоятельной работе.
- Обучение осмысленной работе над произведениями разных жанров и стилистически верному их исполнению.
- Накопление учеником опыта публичных выступлений и подготовки к ним.
- Способствование личностному и творческому росту ученика, росту его эрудиции, и креативности, выработке верных критериев эстетической оценки, воспитание художественного вкуса.
- Развитие навыков чтения и запоминания нот, игры по слуху и импровизации, игры в ансамбле (опционально).
Читайте также: Фортепиано как первый музыкальный инструмент
Все эти задачи решаются, как правило, комплексно на протяжении всего срока обучения, хотя на разных этапах любая из них может стать решающей, временно оттеснив другие. Каждая из поставленных задач сложна и многогранна и включает в себя множество подчинённых.
Текущие задачи преподавателя:
- выбрать и отмерить «порцию» нового материала для изучения,
- разъяснить и продемонстрировать его художественную и образовательную ценность,
- поставить конкретные и достижимые цели, показать рациональные приёмы работы, установить достаточно высокую «планку» оценки сделанного.
- выявить причины возникающих в учебном процессе трудностей и найти способы их преодоления,
- поддерживать психологический контакт с учениками, завоёвывать авторитет. Ученикам с заниженной самооценкой нужно помочь поверить в себя, излишне самоуверенных вернуть на «грешную землю».
Таким образом, задача профессионального педагога в современных условиях состоит в том, чтобы определить оптимальное для каждого ученика музыкальное направление и тип инструмента, метод обучения, и максимально продуктивно использовать время, для чего необходимо правильно выбрать учебные пособия и разумно организовать учёбу.
Автор: Народицкий Вадим Аркадьевич,
преподаватель гитары Музыкальной Академии DoMiArt