Что должен знать каждый музыкант?

Музыкантам после середины девятнадцатого века очень повезло! Ведь у них есть возможность ознакомиться с «Жизненными правилами для музыкантов» немецкого композитора Роберта Шумана.

музыкант - лучшая музыкальная школа Киева

Он смог метко и тонко передать то, чем стоит руководствоваться на протяжении всей своей музыкальной жизни и то, к чему каждый музыкант рано или поздно придет сам. Выберем из его высказываний самые, на наш взгляд, первостепенные для начинающих.

«Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки.  Колокол, оконное стекло, кукушка — прислушайся, какие звуки они издают». Неслучайно этот постулат оказался здесь на первом месте. Ведь музыка – это самые разнообразные звуки, зная возможности которых можно много достичь. Именно для этих возможностей стоит развивать слух, в том числе и внутренний, чтобы «…понимать музыку, читая ее глазами». Также Шуман подчёркивает, что стоит примечать звуки и характеры различных инструментов и стараться запечатлеть их своеобразную звуковую окраску в своем слухе.

 музыкант - лучшая музыкальная школа Киева

Каждый музыкант должен заботиться о качестве занятий. Ведь одного развитого слуха мало для достижения целостной музыкальной картинки. «Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки», — второй постулат, который стоит запомнить каждому с ранних лет. К этому правилу стоит добавить следующее: «Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно играть трудные», — говорит нам Роберт Шуман. Еще одним важным правилом для музыканта, которое он должен соблюдать, является уход за своим музыкальным инструментом, который всегда должен быть настроен.

Музыка, как и любая другая наука, не обходится без специальных слов, с помощью которых музыканты друг друга понимают. В связи с этим озвучим третье правило из шумановских высказываний: «Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т.п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же». Поэтому необходимо проявлять свою любознательность при встрече с каждым новым понятием.

…Любознательность следует проявлять и по отношению к другим музыкантам. Хор и оркестр будут постоянными спутниками музыкальной деятельности. Стоит учитывать опыт окружающих, а также, по мере надобности, делиться своим опытом с другими.

Развитие слуха и качество занятий под руку с изучением такого необычного и по-своему увлекательного «музыкального языка» — это то, что должен знать каждый музыкант. И вместе с этим их окружение (а это как родители, так и педагоги) просто обязаны не отбивать охоту от занятий, заставляя учащегося сидеть за инструментом, пока «не вызубрит». «Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости», — это правило можно применять и не только к музыке.

Татьяна Соловьева